Учебники
Преподаватели колледжа - известнейшие актеры Украины

Фотогалерея колледжа

Фотографии сцен спектакля Антигона
спектакль Антигона спектакль Антигона
спектакль Антигона спектакль Антигона
спектакль Антигона спектакль Антигона
спектакль Антигона спектакль Антигона


Спектакль по пьесе Жана Ануя "Антигона"

История Антигоны известна нам по одноимённой трагедии Софокла, написанной в глубокой древности. И всё же трудно найти сюжет более актуальный в наше неспокойное время…

Наша трагедия начинается с того момента, когда сыновья Эдипа, Этеокл и Полиник, которые должны были поочередно, править Фивами, вступили в борьбу и убили друг друга под стенами города. Этеокл, старший, по окончании срока своего правления отказался уступить место брату. Семь чужеземных царей, которых Полиник перетянул на свою сторону, были разбиты перед семью вратами Фив. Теперь город спасен, враждовавшие братья погибли, и Креон, новый царь, повелел старшего брата, Этеокла, похоронить торжественно, с почестями, а тело Полиника, бунтовщика, и предателя, оставить на растерзание воронам и шакалам. Всякий, кто осмелится предать его земле, будет безжалостно осужден на смерть…

Давным-давно, в Древней Греции, гениальный драматруг Софокл написал трагедию «Антигона». Как и в любом другом пространстве-времени, люди переживали многочисленные проблемы. В том числе — личные и политические. Эдип, царь Фив погиб. Его два сына договорились править по очереди, меняясь на троне каждый год. Но в конце первого года правления старший брат — Этеокл отказался уступить место младшему — Полинику. Тот привел под стены родного города войска заклятых врагов Фив…

Враг отбит. Этеокл и Полиник погибли в бою. Правление принимает дядя братьев — Креон. Он повелевает похоронить героя Этеокла с почестями, а труп изменника Полиника бросить на свалке, на растерзание шакалам. Любой, кто осмелится предать тело Полиника земле — будет казнен.

Звучит, как развязка шекспировской трагедии, но для Софокла — это стартовая точка. Дочь Эдипа, Антигона, решает похоронить своего брата, ведь оставить тело непогребенным — страшный грех для родственников умершего. В ночь перед этим, Креон пытается отговорить Антигону. В их споре сталкиваются несовместимые идеи о смысле жизи. Антигона упорствует. Креон вынужден казнить племянницу во имя правосудия, его сын — жених Антигоны, убивает себя мечом, жена Креона, не выдержав гибели сына, перерезает себе горло.

Для современников Софокла в противостоянии Креона и Антигоны выразилась борьба двух парадигм общественного бытия. Старой — родовой, управляемой неписанными, но непреложными правилами Традиции, и новой — государственной, подчиненной Закону. Для Софокла и его зрителей, это была целиком трагедия Антигоны. Ведомая непреодолимым чувством долга перед умершим бартом, она сознательно идет на смерть, чтобы заявить протест против новой бесчеловечной логики жизни.

Софокл был на стороне Антигоны. В его трагедии любовь к родному человеку выше политики. Моральный закон восстает против бездушной государственной машины. Антигона — героиня.

Жан Ануй, французский драматург, переписал античную пьесу на свой лад, ее премьера состоялась в 43-м году, в оккупированном немцами Париже. В его пьесе Антигона символизировала героический порыв, подвиг ради подвига. Она противостояла безупречной логике Креона, обясняющего ей бессмысленность ее жертвы. Антигона являла собой плененную, но непобежденную Францию, готовую бороться вопреки разуму.

В этом спектакле Антигона — лишь фон для драматического образа Креона. Не желая власти и не стремясь к ней, он становится во главе государства, пережившего кризис, бунт, войну и предательство: «О господи! Попытайся и ты тоже хоть на минутку понять меня! Я же старался изо всех сил понять тебя. Ведь нужно, чтобы кто-то ответил «да». Ведь нужно, чтобы кто-то стоял у кормила! Судно дало течь по всем швам. Оно до отказа нагружено преступлениями, глупостью, нуждой… Корабль потерял управление. Команда не желает ничего больше делать и думает лишь о том, как бы разграбить трюмы, а офицеры уже строят для одних себя небольшой удобный плот, они погрузили на него все запасы пресной воды, чтобы унести ноги подобру-поздорову. Мачта трещит, ветер завывает, паруса разодраны в клочья, и эти скоты так и подохнут все вместе, потому что каждый думает только о собственной шкуре, о своей драгоценной шкуре, и о своих делишках.»

Кажется, он пытается хотя бы ей, этой девочке объяснить, найти хоть каплю понимания. Нет, Антигона отвергает его желание принести народу мир и покой. И тут Креон понимает, что дело не только в безумии юности, не только в любви к братьям, нет! В жилах этой девушки течет кровь Эдипа, запятнавшего себя инцестом, та же кровь, что текла в ее братьях, убивших отца и друг-друга. Это кровь людей, для которых самое важное — вписать свое имя в историю. Хоть бы и кровью, в самые мерзкие ее страницы. С недоверием, но с с горьким узнаванием смотрит Креон в ее глаза и решительно отдает приказ о казни.

Может быть, в этом спектакле режиссер — на стороне Креона? Не наша ли страна — тонущий в шторме корабль, только без мудрого и непреклонного кормчего? Не мы ли наблюдаем, как свора честолюбцев желает войти в историю, закопав незахороненный труп? Кто прав в этом спектакле, в нашем времени и нашей стране?

В спектакле не поставлена точка. Наверное, эта трагедия будет вечным символом конфликта старого и нового, земной мудрости Креона, «следующего своему Дао» и безумного порыва, героических стремлений юности Антигоны. «Что было, то и будет», и спектакль напоминает нам об этом своими вратами Фив, из которых все герои его выходят, и в которые, в конце-концов, удаляются — вратами, похожими на могильную яму.
Выступление старшего курса  колледжа
Начало учебного года - собрание в актовом зале

Карта сайта
Партнеры
© 2007-2016